Вера казаков
Отче наш
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да
приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш
насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем
должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Яко
Твое есть Царствие и сила и слава во веки.
Аминь!
Краткое толкование священнейшей молитвы "Отче наш"
Блаженного Симеона, архиепископа фессалоникийского
Отче наш! - потому что Он наш Создатель, сотворивший
нас из ничего, и через Сына своего по естеству соделался для нас Отцем по
благодати.
Иже еси на
небесех, - потому что Он почивает во Святых, будучи свят, как
написано; святее же нас Ангелы, пребывающие на небе, и чище земли небо. Потому
Бог преимущественно и есть на небесах.
Да святится
имя твое. Поелику Ты свят, то освяти имя свое и в нас, освяти и
нас, так, чтобы мы, соделавшись твоими, могли святить твое имя, возвещать его,
как святое, прославлять его в себе, а не хулить.
Да приидет царствие твое. Будь нашим Царем ради наших добрых дел, а не
врагом ради наших злых дел. И да приидет царствие твое, - последний день, когда
Ты приимешь царство над всеми, и над врагами, и царство твое будет вечно,
каково оно и есть; ожидает оно, впрочем, достойных и готовых к тому времени.
Да будет воля твоя, яко на небеси, и на земли. Утверди нас, как Ангелов,
чтобы воля твоя была исполняема в нас и нами, как и в них; да будет не наша
воля страстная и человеческая, но твоя, бесстрастная и святая; и, как Ты соединил
земное с небесным, так и в нас, находящихся на земле, да будет небесное.
Хлеб наш насущный даждь нам днесь. Хотя мы просим и о небесном, но мы
смертны и, как люди, просим для поддержания нашего существа и хлеба, зная, что
и он - от Тебя, и Ты один ни в чем не имеешь нужды, а мы связаны нуждами и в
Тебе полагаем дерзновение свое. Прося только хлеба, мы не просим излишнего, но
необходимого для нас на настоящий день, так как мы научены не заботиться и о
завтрашнем дне, потому что Ты печешься о нас и в настоящий день, будешь пещись
и завтра, и всегда. Но и другой хлеб наш насущный даждь нам днесь - хлеб живой,
небесный, всесвятое тело живого Слова, которого не ядущий не будет иметь ни
мало жизни в себе. Это - хлеб насущный: потому что он укрепляет и освящает душу
и тело, и не ядый его не имать живота в себе, а ядый его жив будет во век
(Иоан. 6,51.53.54).
И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим. В этом
прошении выражен весь смысл и вся сущность божественного Евангелия: ибо Слово
Божие и пришло в мир для того, чтобы оставить нам наши беззакония и грехи, и,
воплотившись, для этой цели совершило все, пролило свою кровь, даровало
таинства во оставлении грехов и это заповедало и законоположило. Отпущайте и
отпустят вам, говорит Оно (Лук. 6,37). И на вопрос Петра, сколько раз отпускать
согрешившему в день, отвечает: до седьмидесят крат седьмерицею, вместо: без
счета (Мф. 18,22). Кроме того, Оно определяет этим успех самой молитвы,
свидетельствуя, что, если молящийся отпустит, отпустится и ему, и если оставит,
оставится и ему, и оставится в той мере, в какой он оставит (Лук. 6,36.38), -
разумеется, грехи против ближнего и Создателя: потому что этого хочет Владыка.
Ибо все мы равны по природе и все вместе рабы, все погрешаем, отпуская не много,
получаем весьма много и, давая прощение людям, сами получаем прощение от Бога.
И не введи нас во искушение: потому что весьма много у нас искусителей,
полных зависти и всегда враждебных, и много искушений от демонов, от людей, от
тела и от беспечности души. Искушениям подвергаются все - и подвизающиеся, и
нерадящие о спасении, праведники даже больше, для своего испытания и
возвышения, и и они тем более имеют нужду в терпении: потому что дух, хотя и
бодр, но плоть немощна. Искушение также, если ты презришь брата, если
соблазнишь его, оскорбишь, или покажешь беспечность и нерадение о делах
благочестия. Потому, чем бы мы ни согрешили пред Богом и братом, мы просим Его
помиловать нас, сами милуя и отпуская, и не ввести нас во искушение. Если кто
даже и праведен, пусть не надеется на себя самого: потому что праведным можно
быть только при смирении, милосердии и отпущении другим их грехов.
Но избави нас от лукаваго: потому что он - непримиримый, неутомимый и
неистовый враг наш, а мы пред ним слабы, так как он имеет тончайшую и неусыпную
природу,- враг лукавый, изобретающий и соплетающий нам тысячи козней, и всегда
измышляющий нам опасности. И если нас не исхитишь из них Ты, Создатель и
Владыко всего и самого лукавого, диавола с его клевретами, равно и Ангелов, и
нас: то кто возможет исторгнуть нас? У нас нет сил постоянно противоборствовать
этому невещественному, столько завистливому, коварному и хитрому врагу. Избави
же нас Сам от него.
Яко твое есть царство, и сила, и слава во веки, аминь. И кто искусит и оскорбит
находящихся под твоим владычеством,Боже всего и Владыко, владеющий и Ангелами?
Или кто противостанет твоей силе? - Никто: поелику всех Ты сотворил и
соблюдаешь. Или кто противустанет славе твоей? Кто дерзнет? Или кто может
объять ее? Ею исполнены небо и земля, и она превыше небес и Ангелов: потому что
Ты един - всегда сущий и вечный. И твоя слава, царство и сила Отца, и Сына, и
Св. Духа во веки веков, аминь, т.е., поистине, несомненно и подлинно. Вот
вкратце смысл трисвятого и священной молитвы: "Отче наш". И ее всю
должен знать непременно всякий православный христианин, и возносить к Богу,
восстав от сна, выходя из дома, отправляясь в святой храм Божий, пред вкушением
и после вкушения пищи, вечером и отходя ко сну: ибо молитва Трисвятого и
"Отче наш" содержит в себе все - и исповедание Бога, и славословие, и
смиренномудрие, и исповедание грехов, и мольбу об оставлении их, и надежду благ
будущих, и прошение необходимого, и отречение от излишнего, и упование на Бога,
и молитву о том, чтобы не постигло нас искушение и мы были свободны от диавола,
чтобы творили волю Божию, были сынами Божиими и сподобились царствия Божия.
Потому-то Церковь совершает эту молитву многократно днем и ночью.
Правила благочестивого поведения в храме
Правила благочестивого поведения в
храме.
Молиться богу нужно везде. Но молитва в церкви "едины
усты”, "единым сердцем” скорее доходит до Бога.
1. По дороге в храм повторяй молитву
Иисусову: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного".
2. Входи в храм, ища мира, успокоения и очищения души твоей.
3. В храме по обычаю мужчины должны стоять в правой стороне, а женщины - в левой.
4. В храм надо приходить в скромной одежде с длинным рукавом. Женщинам следует быть с покрытой головой, не крашенными губами, в юбке приличной длинны. Не подобает христианке приходить в храм в брюках.
5. Христианин всегда должен носить на себе нательный крест.
6. Войдя в храм, сотвори три поясных поклона с крестным знамением (изображением на себе креста).
7. Твори крестное знамение с благоговением и не спеша, не искажая креста. При крестном знамении первые три пальца руки соединяют вместе в честь Пресвятой Троицы, два пальца (безымянный и мизинец) прикладывают к ладони, что означает две природы Христа (Бог и человек). Сложив пальцы, полагают их на лоб, затем на живот, затем на правое и левое плечи и только потом совершают поклон. "Крест не только пальцами должно изображать, но должно ему предшествовать сердечное расположение и полная вера".
8. В храм входят до начала богослужения: подай поминание о здравии живых и упокоении усопших, поставь свечи, приложись к иконам. Перед целованием иконы принято положить перед ней два поясных поклона с крестным знамением, а третий после целования. Почитая икону, мы кланяемся тому, кто на ней изображен, воздавая через образ поклонение первообразу.
9. Когда проходишь мимо Царских врат (на любом расстоянии от них), приостановись и положи поясной поклон с крестным знамением.
10. Нежелательно во время службы ходить по храму, ставить свечи, ибо это мешает общей молитве. Во время чтения Евангелия, пения Херувимской песни и Евхаристического канона подобает хранить благоговейное молчание, нельзя беспокоить других вопросами и просьбами передать свечу.
11.В храме не любопытствуют, не рассматривают молящихся, а вникают в богослужение, участвуют в общей молитве. Если слова молитв и песнопений не понятны тебе, твори про себя молитву Иисусову.
12. Приучай детей молиться, ходить в храм, вести себя в храме благочестиво.
13. В православном храме должно стоять. Сидеть можно только во время чтения кафизм (Псалтири) и паремий, а также болящим и крайне утомленным.
14. В храме никого не осуждай, замечание можно сделать только тому, кто явно нарушает благочиние, мешает общей молитве. Соблюдай в сердце своем мир, храни молитву, помни свои грехи, молись за тех, кто грешит.
15. Не нужно покидать храм до конца богослужения.
16. Ко Святому Причащению подходят после покаяния в грехах — исповеди и разрешительной молитвы священника (исключение делается детям до 7 лет). Готовящиеся к Причащению должны как минимум 3 дня соблюдать пост (воздерживаться от мясной, молочной и рыбной пищи); быть накануне на вечернем богослужении; придя домой, прочитать из Молитвослова полное правило ко Причащению, которое состоит из: 1) канона покаянного ко Господу Иисусу Христу, 2) канона молебного ко Пресвятой Богородице, 3) канона Ангелу-хранителю, 4) последования ко Святому Причащению; с 12 часов ночи ничего не есть и не пить.
17. Перед Причащением руки сложи на груди крестом (сверху правая), с верой и любовью ко Христу причастись Его Святых тела и крови, поцелуй низ чаши, но не крестясь, и отойди к столику запить Причастие теплотой. После выслушай (прочитай) Благодарственные молитвы.
18. По окончании литургии приложись ко кресту, который дает верующим священник у алтаря.
19. Выходя из храма, сотвори три поясных поклона с крестным знамением.